Часы
Пятница, 03.05.2024, 21:50
Сайт Л.П.Плужновой
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок литературы "Феномен Б.Акунина"

Урок  по современной русской литературе в 10 классе

«Феномен Бориса Акунина»

       На уроке, посвященном творчеству Б.Акунина, были использованы следующие педагогические технологии:

1.      информационная,

2.      проблемно-развивающая,

3.      индивидуально-ориентированная.

   Практически все вопросы, предложенные учащимся, носили проблемный характер. Наиболее интересным был вопрос о сравнении идеологических позиций трех героев: генерала Соболева, Анвара-эфенди, Фандорина. Этот вопрос дал возможность ребятам, опираясь на читательский и некоторый жизненный опыт, порассуждать о разных мировоззренческих позициях, определить свои личные жизненные приоритеты.

    Данный урок проводился с использованием компьютерной презентации, которая демонстрировалась, как и отрывок из фильма «Турецкий гамбит», через мультимедийный проектор на интерактивную доску. В ходе разговора о проекте электронной книги и персональном сайте Б.Акунина использовался режим «on-line»: через Интернет ребята выходили на сайт писателя.

   Кроме того при проведении урока были использованы элементы достаточно новой инновационной системы – ИОСО (индивидуально-ориентированной системы обучения): большинство учащихся читали к уроку роман Б.Акунина «Турецкий гамбит»; а сильные ученики выполняли индивидуальные творческие задания, близкие их интересам (увлекающийся живописью юноша представил к уроку портреты героев романа «Турецкий гамбит»; двое юношей, увлекающихся компьютерными технологиями, рассказали об акунинском проекте электронной книги и о сайте писателя; юноша и девушка, собирающиеся поступать на истфак СГУ, подготовили сообщения о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и об исторических личностях на страницах романа; тест по содержанию романа, обязательный для всех, ребята также выполняли по своему желанию – в бумажном или в компьютерном варианте, созданном при помощи утилиты – «тестовая оболочка». Девушка, серьезно увлекающаяся литературой и  читавшая многие книги данного автора, рассказывала о героине другой серии романов Б.Акунина – Пелагее.

   На уроке все ученики получили хорошие оценки, так как знали текст романа и активно участвовали в его обсуждении. Наиболее инициативные ребята были оценены двумя отличными оценками.

   Использование указанных педагогических технологий позволило сделать урок ярким, проблемным, развивающим; вместить в него огромное количество информации, представленной очень наглядно; опросить всех учеников, ориентируясь при этом и на их индивидуальные способности и интересы.

 

Обучающая цель: познакомить  учащихся с творчеством Б.Акунина, выяснить причины его феноменальной популярности.

Развивающая цель: совершенствовать у учащихся навыки анализа

художественного текста.

Воспитательная цель: прививать учащимся интерес к

современной русской литературе.

Оборудование: тексты романа Б.Акунина «Турецкий гамбит», фрагмент одноименного фильма, викторина и тест по роману, сайт писателя, рисунки А.Строка (ученик).

   

    Портрет  Б.Акунина                                                             

            Ход   урока:

1.Слово учителя о Б.Акунине.

   Борис Акунин – литературный псевдоним  Григория Шалвовича  Чхартишвили -  журналиста, переводчика с японского и английского языков, до недавнего времени работавшего  заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература».

Родился 20 мая 1956 года в Грузии. Окончил филологический  факультет Института стран Азии и Африки.

   Запись в тетради:

·         «Азазель»

·         «Турецкий гамбит»

·         «Левиафан»

·         «Смерть Ахиллеса»

·         «Особые поручения»

·         «Статский советник»

·         «Любовники смерти»

·         «Алмазная колесница»

·         «Коронация»

 

2/Сообщение учащегося об образе Эраста Фандорина в романе «Азазель».

     Главный герой романа Бориса Акунина «Азазель» - необыкновенный сыщик Эраст Фандорин. Действие происходит в 1876 году.

     Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. О его прошлом автор сообщает немного: «матери он не знал сызмальства, а отец, горячая голова, пустил состояние на пустые прожекты, да и приказал долго жить. В железнодорожную лихорадку разбогател, в банковскую лихорадку разорился», ничего не оставив сыну.  И тому вместо университета пришлось идти зарабатывать кусок хлеба.

     Юный Фандорин очень умен, грамотен, приятен в обхождении, знает языки.

     Эраст Петрович служит в полицейском управлении, по долгу службы и по велению сердца расследует крайне запутанное дело о террористической организации «Азазель».

    В конце романа Фандорин разоблачает «Азазель», за что получает орден «Святого Владимира», и женится на богатой и красивой девушке – Елизавете Александровне Колокольцевой. Руководители «Азазель» мстят Эрасту Петровичу и убивают невесту в день свадьбы.

    В последней сцене романа герой в дорогом измятом бредёт по Москве, и встречающие его прохожие поражаются, что при очевидной его молодости у него совершенно белые, будто примороженные инеем виски.


     3/Беседа - анализ романа «Турецкий гамбит».

Определение темы романа /Русско-турецкая война 1877-1878 годов/.

4/Сообщение  о русско-турецкой войне 1877-1878 годов и  ее отражении в романе.

     Эта война была вызвана подъемом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных противоречий. Восстания против турецкого ига в Боснии, Герцеговине и Болгарии вызвали широкое общественное движение в России в пользу братских славянских народов. Царское правительство в целях усиления своего влияния на Балканах выступило в поддержку восставших и объявило войну Турции. На стороне России выступила Румыния, но её войска активно действовали лишь в начале войны. Военные действия шли с переменным успехом. Сложным моментом войны стал штурм стратегически важного пункта – небольшого болгарского городка Плевны. Акунин описал в своём романе три штурма Плевны, два из которых окончились неудачей и сковали действия русских войск. Гарнизон Плевны капитулировал лишь в результате плотной блокады её со стороны русских войск. Историческая наука объясняет эти неудачи плохой подготовкой вышеназванных штурмов, Акунин причину неудач русских войск видит в успешной контрразведывательной деятельности турков.

   Ярким событием последующего наступления русских было сражение при Шейново, которым руководил генерал М.Д.Скобелев. Акунин в какой-то мере переосмысливает историю, соединяет воедино несколько военных операций и заканчивает «Турецкий гамбит» штурмом Сан-Стефано, куда русские войска вошли несколько позже – 19 февраля 1878 г. Там  был заключен Сан-Стефанский мирный договор.

       5/Викторина «Назови героя» и тестирование по содержанию романа.

Вопросы викторины:

«Чертенок в юбке, Божье наказание, полоумная нигилистка»/Варвара Суворова/.

«Бледное и, несмотря на седоватые виски, очень молодое, почти мальчишеское лицо с холодными голубыми глазами»/Фандорин/.

«В 33 года свитский генерал, два «Георгия» /Михаил Иванович Соболев/.

«Лубочный красавец с бретерскими замашками» /Граф Зуров/.

«Долговязая фигура в котелке и рединготе» /Маклафлин/.

«Родился примерно 35 лет назад. По некоторым сведениям, в боснийском мусульманском городишке Хевраис. Родители неизвестны» /Анвар-эфенди/.

«Словесный эквилибрист» /Д’Эвре/.

   6/Сообщение «Исторические персонажи в романе «Турецкий гамбит».

   Среди героев «Турецкого гамбита» есть исторические персонажи, а также много героев, имеющих исторические прототипы.

   В романе действуют представители царской фамилии: это великий князь Николай Николаевич, формально командующий русскими войсками, и император Александр II. Императора Акунин показал нам через восприятие Варвары Суворовой, которая отмечает «знаменитые романовские глаза», проникающие в самую душу. Акунинская героиня буквально через несколько минут после начала аудиенции воспринимает Александра II не столько как монарха восьмидесятимиллионной державы, сколько как старого человека. Причина тому – «почти бабушкин ровесник» и «несмотря на возраст и порфироносность, неравнодушен к женскому полу». Потому-то нигилистически настроенная дама быстро теряет к нему интерес.

   Другое дело – присутствующий здесь же государственный канцлер Михаил Александрович Горчаков - «личность в некотором роде легендарная» и легко узнаваемая: образованный, талантливый, умный государственный деятель, а главное и для Вари, и для нас, читателей, учился в лицее с Поэтом – великим Пушкиным и оказался тем человеком, кому «под старость день Лицея торжествовать придется одному».Не менее легендарны образы сестры милосердия – баронессы Врейской (в действительности Ю.П.Вревской) и ординарца генерала Соболева Сережи Берещагина (в действительности Верещагина).

   Но самой колоритной фигурой, имеющий конкретный исторический прототип, является в романе генерал Михаил Дмитриевич Соболев. За образом «преславного Ахиллеса» стоит, конечно, генерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев.

   Исторические персонажи придают повествованию объективность и мсторическую достоверность.

 

7/.Продолжение беседы:

Назовите героев, представляющих в романе разные идеологические позиции

/Соболев, Анвар-эфенди, Фандорин/. Охарактеризовать взгляды героев по фрагментам из текста.

Соболев

   Я вижу великую, сильную Россию, объединившую  славянские земли от Архангельска  до Царьграда. Лишь тогда Романовы выполнят свою миссию…А отступимся – значит, будут наши сыновья и внуки  снова проливать свою и чужую кровь, прорываясь к царьградским стенам. Таков уж крестный путь, уготованный народу русскому!

Анвар-эфенди

   …все мы живем в джунглях…обмануть или убить друга – тяжкое испытание, но иногда приходится переступить и через это…если подчиняешь себя великой цели. Я вижу спасение не в революции, а в эволюции. Только эволюцию надо выводить  на верное направление…Россия таит в себе страшную угрозу для цивилизации…Россию необходимо поставить на место. Моя жизнь – это тоже фигура, но я ценю ее выше, чем Османскую империю…России же отныне уготована роль второстепенной державы…Я – акушер… и руки у меня по локоть в крови…

Фандорин

   Война – ужасная гадость. На ней не бывает ни правых, ни виноватых. А хорошие и плохие есть с обеих сторон. Только хороших обычно убивают первыми…Я служу России…Если живешь в государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать – иначе получается паразитизм и лакейские пересуды…Государство – это не дом, а скорее дерево. Его не строят, оно растет само, подчиняясь закону природы…тут не каменщик , тут садовник нужен …

8/.Продолжение беседы: каков тип конфликта в романе? /философский/

Фандорин в романе «Статский советник»: «Вечная беда России. Все в ней перепутано. Добро защищают дураки и мерзавцы, злу служат мученики и герои».

9/.Просмотр  фрагмента фильма «Турецкий гамбит» и дискуссия по поводу финала фильма и окончания книги.

10/.Тестирование:

           1.Роман Б.Акунина, который упоминается в «Турецком гамбите»:

а/ «Азазель»

б/ «Левиафан»

в/ «Коронация»

г/ «Смерть Ахиллеса"

          2.В начале романа  Фандорин возвращается

     а/ из России

     б/ из Турции

     в/ из Сербии

    г/ из Японии

         3.Сколько лет Фандорину в романе «Турецкий гамбит»?

   а/21

   б/30

   в/24

   г/42

       4.К кому Варвара Суворина едет на фронт?

   а/ к отцу

  б/ к брату

  в/ к мужу

  г/ к жениху

      5.Какой город вместо Плевны оказался в шифровке, отправленной Петром Яблоковым?

   а/ Никополь

   б/ Царевицы

   в/ Сан-Стефано

   г/ Шейново

       6.Как называлась газета, корреспондентом которой был Д’Эвре?

   а/ «Дейли пост»

   б/ «Ревю паризьен»

   в/ «Винер Цайтунг»

   г/ «Московские ведомости»

      7.Кто из царскосельских лицеистов изображен в «Турецком гамбите»?

   а/ Кюхельбекер

   б/ Пущин

   в/ Корсаков

   г/ Горчаков

      8. Кого в романе называют «преславным Ахиллесом»?

   а/ Фандорина

   б/ графа Зурова

   в/ полковника Лукана

   г/ генерала Соболева

          9.От какого города мечтает получить ключи генерал Соболев?

      а/  от Константинополя

      б/ от Софии

      в/ от Бухареста

      г/ от Варны

       10.После подписания мирного договора в финале романа Фандорин уезжает

    а/ в Россию

    б/ в Турцию

    в/ в Англию

    г/ в Японию

 

11/.Сообщение о серии «Провинциальный детектив»:

   Другим очень популярным литературным проектом Б.Акунина стала серия романов о Пелагии - «Провинциальный детектив». На сегодняшний день его автор считает завершенным. Состоит серия из 3 романов: «Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух».

  Все они объединены образом главной героини – скромной монахини Пелагии, которая вдруг оказывается  в роли сыщика. Самым читабельным среди них можно признать роман «Пелагия и белый бульдог». Фабула его такова: в провинциальный город, где достаточно силен религиозный раскол, приезжает ревизор из Петербурга, наглый, циничный тип. Этот чиновник начинает плести интриги, воздействуя на женщин своим напором и обаянием, а мужчин понуждает писать доносы на своих пастырей. План его – состряпать громкое дело, которое получит огласку, и таким образом сделать себе карьеру.

   Этого злодея удается разоблачить сестре Пелагии.

   Все романы этой серии оказались самыми «литературными». Так, в частности, роман «Пелагия и белый бульдог» очень сильно напоминает роман Н.С.Лескова «Соборяне». При этом у Акунина нет ни одной ссылки на Лескова. За что многие критики его упрекают, но не слишком сильно, так как считают, что в определенной степени таким образом он популяризирует русскую классику.

12/.Сообщение о проекте электронной книги.

   У Б.Акунина много новых идей и проектов. Среди них проект «Внеклассного чтения», в его рамках выходят романы писателя, адаптированные для юных читателей, проект «Жанры», где Акунин пытается создать коллекцию разных литературных жанров. Пока вышли 3 книги: «Детская книга», «Шпионский детектив», «Фантастика».

   Среди проектов Акунина есть такой, который для нас пока не очень привычен и понятен – это проект электронной книги. Его воплощает Артемий Лебедев. Проект, по словам Акунина, приближается к завершению. Это будет книга с элементами интерактива. Лебедев должен изобразить там 4 картины. Акунин так комментирут новый проект: «В какой-то момент читатель должен выбрать одну из них, и в зависимости от этого он попадает в тот ход сюжета, который более соответствует его типу личности. Надо, например, сделать картину Брюллова, Тема Лебедев сделает аутентиный шрифт, сделает газету XIX века».

   Столь большое количество различных проектов Акунин объясняет так: «Одна из главных моих задач – чтобы мне не скучно было жить на свете».

13/Сообщение о сайтах Б.Акунина с выходом в Интернет.

  У писателя 2 сайте : официальный (akunin.ru.) и неофициальный (fandorin. ru).

Официальный сайт писателя достаточно интересный. Его редактирует А.Лебедев. На сайте несколько разделов: «Приключения Э.Фандорина», «Приключения Пелагии», «Приключения Николаса Фандорина», «Прочие тексты», «Закладки», «Комбинированная история Москвы», «Полезные исторические сведения, факты и документы» и стилизованный портрет автора.

14/.Выводы. Секрет  успеха романов Б.Акунина:

·         В наличии героя

·         В интересных сюжетах

·         В «пряном аромате прошлого»

15/.Список дополнительной литературы:

   Б.Акунин: «Я отношусь к типу «носорог»//Новое время.-2005.-№8.-С.42-44.

   Михайлова С .Б.Акунин совсем не похож на Фандорина// Студенческий  меридиан.-2001.№ 4.-С.56-57. 

   Чхартишвили Г.Ш.Но нет Востока, и Запада нет( О новом андрогине в мировой литературе)// Иностранная литература.-1996.-№9.-С.254-256.

   Чхартишвили Г.Ш.Писатель и самоубийство.М.,1999.

   Циплаков г.Зло, возникающее в дороге, и дао Э.Фандорина // Новый  мир.-2001.-№ 10.-С.159-181.

16/.Домашнее задание: написать мини-сочинение:

     «Роман Б.Акунина «Турецкий гамбит» заинтересовал меня…»

    «Роман  Б.Акунина «Турецкий гамбит»  оставил меня равнодушным, потому что…»

  

   

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LarisaPP (02.09.2012)
Просмотров: 6949 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
http://gingertail.
https://esmska.ru/snow.txt
...
(center)Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(ctnter)
Мы помним...

Copyright MyCorp © 2024



https://esmska.ru/snow.txt