Часы
Суббота, 04.05.2024, 02:39
Сайт Л.П.Плужновой
Приветствую Вас Гость | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интегрированный урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе.

Тема: «Война и мир» Л.Н.Толстого в контексте исторического романа» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Цели урока:

  1. изучить жанровые особенности исторического романа;
  2. определить жанр романа Л.Н.Толстого;
  3. показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
  4. проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
  5. развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  1. роман Л.Толстого «Война и мир» (3 том), иллюстрации к роману;
  2. фрагменты литературоведческих статей и исследований русских историков;
  3. мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
  4. таблица «Бородинское сражение глазами историков и Л.Н.Толстого»;
  5. викторина

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: смешанный

Технологии: перевернутый урок, кейс-технология, критического мышления.

Методы: проблемный, исследовательский, группового обучения.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.

Длительность урока: 90 минут (2 спаренных урока).

Ход урока:

1.Актуализация знаний: викторина.

1). Первоначальное название романа «Война и мир» -

а) «Узник»; б) «Возвращение»; в) «Добро и зло»; г) «Все хорошо, что хорошо кончается».

2).Роман «Война и мир» начинается –

а) с описания Шенграбенского сражения; б) с описания именин в доме Ростовых; в) с описания вечера у А.П. Шерер; г) с описания Бородинского сражения.

3).Действие романа «Война и мир» начинается –

а) в январе 1812 года; б) в мае 1807 года; в) в июле 1805 года; г) в апреле 1801 года.

4).«Молодой человек, неумеющий жить, которого хозяйка салона (А.П. Шерер) приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. При виде вошедшего этого молодого человека в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх» -

а) Василий Курагин; б) Андрей Болконский; в) Пьер Безухов; г) Анатоль Курагин.

5).Князь Андрей идет служить в действующую армию (том 1), потому что –

а) стремился к славе; б) считал, что так исполнит офицерский долг; в) стремился защищать Родину; г) желал продвинуться по служебной лестнице.

6).В своем кумире Наполеоне князь Андрей разочаровался –

а) после Шенграбенского сражения; б) после Фридландского сражения; в) после сражения под Прейсиш-Эйлау; г) после сражения под Аустерлицем.

7).Наташа Ростова появляется на страницах романа –

а) в день своих именин; б) в день рождения отца; в) в день Рождества; г) в день свадьбы старшей сестры.

8).С именем капитана Тушина связано сражение –

а) Шенграбенское; б) Бородинское; в) Аустерлицкое; г) Красненское.

9).В «Войне и мире» детально описаны –

а) 2 сражения; б) 3 сражения; в) 4 сражения; г) 5 сражений

2.Определение темы урока.

Слушаем стихотворение Б.Окуджавы «Я пишу исторический роман». Его тема? Связать с темой урока.

3.Новый материал:

1.Сообщение об историческом романе.

2.Сообщение о типологии исторического романа.

3.Что в интерпретации исторического романа самого спорного? Допустимая степень вымысла, отношение к исторической правде.

4.Результаты анкетирования.

Допустимы ли искажения фактов и событий в историческом романе?

Да, если это нравится читателю

Нет, и за это надо наказывать

О каких искажениях речь? Даже

историки не знают, как все было

на самом деле

5.Является ли «Война и мир» историческим романом? – современники восприняли роман Толстого далеко не однозначно.

И.С.Тургенев о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Где тут черты эпохи — где краски исторические? Фигура Денисова бойко начерчена, но она была бы хороша как узор на фоне - а фона-то и нет.

Роман Толстого плох не потому, что он тоже заразился «рассудительством»: этой беды ему бояться нечего; он плох потому, что автор ничего не изучил, ничего не знает и под именами Кутузова и Багратиона выводит нам каких-то рабски списанных современных генеральчиков…

Была ли субъективная почва для этих суждений? С чем, с какими произведениями современники могли сравнить роман Толстого?

В конце 1829 года выходит в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным романом на русском языке. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков. Автор – Загоскин М.Н.

Лажечников И.И. «Ледяной дом»(1835).

«Капита́нская до́чка» — исторический роман[1] (или повесть) А. С. Пушкина, действие которого происходит во время восстания Емельяна Пугачёва. Впервые опубликован без указания имени автора в 4-й книжке журнала «Современник», поступившей в продажу в последней декаде 1836 года.

Обратимся к документам.

6.Роман и история:

1) герои и их исторические прототипы.

Что говорит о них в видеоуроке, который вы смотрели в качестве домашнего задания, директор «Ясной поляны», потомок Л.Н.Толстого – Владимир Толстой?

Это хроника двух семейств: князей Волконских и графов Толстых.

Практически у каждого персонажа романа есть прототипы.

2) Изображение Бородинского сражения в романе.

Заполнение таблицы, беседа, работа по группам.

 

 

Исторические материалы о Бородинском сражении

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

 

1. Цели, преследуемые русской армией

Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве

 

«…не имело ни малейшего смысла…»

 

2.Подготовка к сражению

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления, но оно происходило не там, где должно было состояться

 

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»;

«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…»

 

3. Соотношение сил накануне сражения

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

 

100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

 

4. Ход сражения

Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

 

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

 

5. Итоги сражения, значение

  • потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5-2 км. Кутузов: «Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…»

Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими».

 

  • В романе насчитывают 559 героев. Около 200 из них — исторические лица.
  • Предметом изображения являются события национального масштаба.
  • Сюжетные линии завершены не все.

Вывод: «Война и мир» - исторический роман в самом высоком его проявлении.

Но почему же остаются сомнения в его жанровой природе у многих, включая самого Толстого.

Прочитайте, что он сам думал по поводу жанра своего произведения.

Толстой: Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника… в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходя­щего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести.

Посмотрим на позднюю оценку «Войны и мира» Тургеневым:

Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века воссоздана мастерской рукой.

Критик Н.Н.Страхов:

…это эпопея в современных формах искусства.

Что это такое эпопея?

Эпический по словарю С.Ожегова:

  • 1. связанный с эпосом, относящийся к эпосу.

Роды литературы: эпос-лирика-драма.

  • 2. разг. грандиозный, осуществлённый с размахом.

Но есть мнение очень уважаемого литературоведа М.М.Бахтина с его определением эпопеи, найдите его:

“В разрезе нашей проблемы эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами: 1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера; 2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); 3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией” (с. 456). “...имманентная эпопее и конститутивная для нее авторская установка (то есть установка произносителя эпического слова) есть установка человека, говорящего о недосягаемом для него прошлом, благоговейная установка потомка <...> Эпическое абсолютное прошлое является единственным источником и началом всего хорошего и для последующих времен. Так утверждает форма эпопеи” (с. 457-458).

 

Поэтому в определении «Войны и мира» как эпопеи и сегодня есть определенная метафоричность, но эта метафоричность преодолевается сполна патриотичностью романа Толстого.

 

4. Итоги урока:

Надеемся, что наше небольшое исследование жанровой проблемы романа Л.Н.Толстого «Война и мир» вас заинтересовало, пробудило в вас исследовательский дух.

Напишите синквейн, посвященный роману Л.Н.Толстого:

1) заголовок, в которое вносится ключевое слово

2) 2 прилагательных

3) 3 глагола

4) фраза, несущая определенный смысл

5) резюме, вывод

 

Роман

иронический, любовный, исторический;

повествует, раскрывает, волнует;

Роман читаю каждый день.

Роман - это жанр?

Роман-эпопея,

Исторический, мировой

Убеждает, учит, повествует.

Извлекла много

 

уроков (я).

Энциклопедия жизн.

 

Список используемой литературы:

Толстой Л.Н.Война и мир. Т.3, любое издание.

Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

 

Дневник А.Чичерина. 1812-1813 г.г. - http://www.museum.ru/1812/Library/Chicherin/index.html

 

  • Ю.М.Люди 1812 года. // Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре. – Санкт-Петербург, 1994, с.314-330.

 

Окуджава Б.Ш.Я пишу исторический роман. // Любое издание.

 

Страхов Н.Н. Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Томы I, II, III и IV. //Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. / Сост., вступ. ст. и коммент. И. Н. Сухих. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989.

Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги "Война и мир"» (1868) // Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 16, Государственное Издательство Художественной Литературы, Москва – 1955; электронный вариант издания - http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1250.shtml

Тургенев И.С. Из писем А.А.Фету// http://www.lit-info.ru/literature/list/turgenev-ivan-sergeevich/pisma.htm .

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LarisaPP (03.06.2019)
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
http://gingertail.
https://esmska.ru/snow.txt
...
(center)Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(ctnter)
Мы помним...

Copyright MyCorp © 2024



https://esmska.ru/snow.txt