Раздел I.Пояснительная
записка
Концепция программы: дополнить основной литературный курс
сведениями по литературе Саратовского края, что позволит не только расширить
знания учащихся, но и успешнее вести их
патриотическое воспитание.
Обоснование
целесообразности элективного курса по литературному краеведению.
Как известно,
полюбить нашу великую Россию по-настоящему может лишь тот, кто любит искренне и
нежно свою малую Родину – место, где он родился, где прошло его детство, где он
живет со своими близкими людьми. Благодаря этому практически бесспорному факту
сегодня в школьную программу введены элективные курсы, знакомящие учащихся с
мифами древней Волги, с географическим и биологическим краеведением. Но великая
русская литература оказалась, безусловно, обойденной: на ее краеведческий
аспект в школьной программе места пока
не нашлось. А ведь абсолютно прав известный литературовед Н.К.Пиксанов, утверждавший,
что «русская литература – одна из самых провинциальных в Европе». И нам,
живущим в Саратовском крае, есть чем гордиться: здесь родились
Н.Г.Чернышевский, А.Н.Толстой, К.А.Федин, Л.А.Кассиль, В.Г.Шнитке, художник и
писатель К.С.Петров-Водкин, жили А.Н.Радищев, М.А.Воронов,
В.М.Мухина-Петринская, Б.А.Пильняк, в саратовском крае бывали Г.Р.Державин,
И.А.Крылов, В.Г.Короленко, Я.П.Полонский, М.А.Булгаков, французский писатель
А.Дюма и многие другие. Назвать данный курс целесообразно так: «Литературный
мир Саратовского Поволжья», так как речь в нем пойдет не только об отдельных
писательских именах и литературных произведениях, но и об общекультурном фоне,
на котором развивалась литература Саратовского края в XVIII-XX веках.
Задачи предлагаемого курса:
1) познакомить
учащихся с наиболее интересными для ребят писательскими именами, связанными с
нашим краем;
2) прочитать
и проанализировать с ними произведения Г.Р.Державина (ода «Осень во время осады
Очакова»), Д.В.Давыдова («Бородинское поле»), М.Ю.Лермонтова («Поле
Бородина»), М.А.Воронова (повесть
«Детство и юность»), В.М.Мухиной-Петринской (фантастический роман «Планета
Харрис»), Б.А.Пильняка («Немецкая история»), Л.А.Кассиля (повести «Кондуит и
Швамбрания», «Вратарь республики»), В.Г.Шнитке, С.В.Кековой, а также отрывки
ряда других произведений писателей, связанных с Саратовским краем;
3) заинтересовать
ребят изученным материалом, сопроводив знакомство с ним викторинами, реальными
и виртуальными экскурсиями в музеи, а также постановкой спектакля по мотивам повести
Л.А.Кассиля «Вратарь республики»;
4) доказать
учащимся, что наш край имеет глубокие культурные и литературные традиции,
которые надо уважать и развивать новым поколениям в новых исторических
условиях.
Планируемые результаты.
В итоге изучения данного элективного
предмета учащиеся должны познакомиться с биографиями выдающихся писателей,
связанных с Саратовским краем, знать содержание, проблематику и художественные
особенности названных выше литературных
произведений, что позволит оказать влияние на формирование гражданской
позиции старших школьников, а также развить их научно-исследовательские навыки.
Система оценки достижений
обучающихся предполагается
традиционная, но формы оценки иные: ответы на вопросы викторин и
подготовка презентаций по различным темам курса, тестирование, участие в
спектакле по мотивам повести Л.А.Кассиля «Вратарь республики» (творческий отчет
по избранной теме), а также участие в конференциях краеведческой направленности
разных уровней.
|