Часы
Вторник, 07.05.2024, 22:15
Сайт Л.П.Плужновой
Приветствую Вас Гость | RSS

Блог

Главная » 2014 » Январь » 14 » Папшев А.Меж гор, лежащих полукругом...
00:24
Папшев А.Меж гор, лежащих полукругом...

Комментарии к классическим произведениям служат для нас надежным путево­дителем во времени. Ком­ментарий «Роман А, С. Пушкина «Евгений Онегин» Ю. М. Лотмана, без­условно, позволяет при­близить к нам пушкинскую эпоху и сделать предельно понятными многие строки этого удивительного про­изведения. Но есть в ней одно место, нуждающееся, на наш взгляд, в корректи­ровке.

Вне сомнения, великий поэт, создавая свой роман, чрезвычайно точно описывал и характеры людей, и место действия, и время. Это вo многом определило то со­вершенно особое место, которое он занимает в ли­тературе и истории культу­ры. Сам А. С. Пушкин при­знавался, что роман расчис­лен как по календарю. И действительно, хронология его расписана не только по годам и месяцам, но и по дням. Тщательности автора в отображении реального вре­мени соответствует и точ­ность в описании картин природы.Итак, обратимся вновь к давно знакомым строкам пушкинского   романа:

Встает   заря   во   мгле холодной;

 На  нивах  шум   работ умолк;

С  своей  волчицею голодной

Выходит   на  дорогу 

Его почуя, конь дорожный

Храпит — и путник ос

Несется в  гору во весь дух...

Профессор Ю. М. Лотман объясняет последнюю стро­фу ссылкой на свидетель­ство современника Пуш­кина — в прошлом очень известного драматур­га, Н. И. Хмельницкого(1780—1845), — о том. Что у русских людей есть слав­ное обыкновение (противо­положное обыкновению немцев) — съезжать поти­хоньку с горы и очень быст­ро взъезжать на нее. Отметив это обстоятель­ство, перейдем к главе 7-й романа    (строфа    XXXVIII):

...Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы...

Из этой цитаты следует, что возок с Татьяной Лари­ной мог нестись скорее все­го вверх по Тверской улице (ныне ул. Горького) в Москве, т. е. двигаться с юго-во­стока на северо-запад. Меж­ду тем Ю. М. Лотман поче­му-то считает, что движение было обратным по своему направлению, с северо-за­пада на юго-восток. Правда, он замечает при этом — Ларины проезжают мимо Петровского замка, распо­ложенного на севере Моск­вы. Но описание это — не что иное, как авторское от­ступление, и никак не может относиться к передвижению Лариных. Таким об­разом, утверждение автора комментария, что Ларины приехали в Москву в севе­ро-запада России, т. е. из области   Пскова   или   Новгорода оказывается неточным.

Помня о том, что двига­лись они в санях 7 суток, и, зная, что в сутки можно было проехать до 100 верст, мы получим поч­ти семисотверстный путь, который в юго-восточном направлении отделяет сто­лицу от тех деревень, где жили герои романа. И это вполне могло происходить где-то неподалеку от губернского города Сарато­ва.

Такой вывод может быть поддержан целым рядом доказательств, рассыпанных по всему тексту романа. Характеристика сельской природы в «Евгении Онеги­не» может свидетельствовать, что перед нами «нату­ра» (как говорили в стари­ну умеренного юга. Очень часто упоминаются дубравы, а мы знаем, что полоса природных дубрав как раз проходит в поясе умеренного юга; от грани­цы с Румынией, через центр и северную часть Украины - район Воронежа, Тамбова, Саратова, Заволжья. Мно­гочисленны упоминания лу­ны, столь естественные при описании картин южной но­чи. Наконец, нельзя всерь­ез считать, что столько  раз встречаются в романе строки о степной природе сельского края- это лишь в переносном смысле описание глухого, пустынного уголка природы где-то под Псковом. А как часто упо­минаются горы?

«Меж   гор,  лежащих  полукругом

Пойдем туда, где ручеек.,.»

«Простите,   мирные долины,

И вы,  знакомых  гор Вершины,

И вы   знакомые леса...» и т. д.

   Горы, как известно, не являются чем-то характерным для пейзажа северо-запада России. Великолепные описания снежной зимы в деревне вовсе не иск­лючают, что это могло быть на юго-востоке, т. к. зима в наших краях с хорошими снегами — обычное явле­ние.

Для уточнения местона­хождения деревенского мира знаменитого романа
воспользуемся еще други­ми косвенными подтвер­ждениями. О географиче­ской близости деревни к донским казачьим местам ясно говорит упоминание цимлянского вина на имени­нах Татьяны Лариной. Оче­видно, надо исключить при этом территорию Тамбов­ской губернии, т. к. в гостях у Лариных присутствует по­эт Трике «недавно из Там­бова».

Важным свидетельством в пользу юго-восточной природы деревни следует при­знать, что на могиле Лен­ского пастух «поет про вол­жских рыбарей».

Итак, в деревенском ми­ре «Евгения Онегина» сое­динились горы, расположен­ные полукругом (причем полукружье это раскрыто к востоку: «Восток ленивый почивает...»), дубравы, сте­пи и Волга. Не географиче­ский ли это портрет природы района Саратова (конеч­но, почти двухсотлетней дав­ности)?!

Теперь, наверное, самое время спросить — откуда у А.. С. Пушкина были такие точные представления о са­ратовской природе? Надо сказать, что об этом были прекрасно осведомлены многие люди из круга по­эта. Среди них князья Вя­земские, Голицыны, С. П.Шевырев (все — саратов­ские помещики). Вообше, иметь деревни и земли в Саратовской губернии для столичной аристократии того времени было делом обычным и выгодным. Очень красочно могла быть пред­ставлена саратовская при­рода и в устных рассказах  выдающегося нашего историка А. Ф. Леопольдова (в 1838 г. напечатана его пре­красная книга «Статистиче­ское описание Саратовской губернии»).

Интересно отметить, куда А. С. Пушкин направил в Москве возок Лариных. По воле тоэта они приехали к своим родственникам в Харитоньев переулок. Этот район, более известный ны­не как Чистые пруды, был издавна излюбленным местом проживания аристократии. Именно там жил когда-то  в своих» великолепных палатах саратовский воево­да, боярин И. Г. Волков. Здесь, в этом старом боярском гнезде, провел свои ранние детские годы и сам А. С. Пушкин. Любопытно, что саратовский колорит в
романе мягко отмечен запоминающейся  фигурой
старого слуги калмыка в до­ме тетки Татьяны Лариной. Известно, что город Сара­тов в течение более века был центром управления Калмыкского края. Таким образом, и эта деталь усиливает нашу версию.

 Выражение поэта  — «Младые грации Москвы», т. е. кузины Татьяны Лари­ной, весьма близко к ре­ально бытовавшему выра­жению в начале XIX века— «Три грации Москвы» (Вол­кова, Нарышкина, Пашкова). Помимо первой из них, две другие были достаточно те­сно связаны с историей Са­ратова.

 Вопрос о том, почему А. С. Пушкин не счел нуж­ным прямо указать на при­роду Саратовского края, требует, конечно, специаль­ного исследования, а оно не входит в задачу нашей статьи.

1.  Пресс- панорама, 1988, №26, 11 августа.-С.2.

Просмотров: 1020 | Добавил: LarisaPP | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
http://gingertail.
https://esmska.ru/snow.txt
...
(center)Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(ctnter)
Мы помним...

Copyright MyCorp © 2024



https://esmska.ru/snow.txt